История
Хризолит как драгоценный камень был известен за 4000 лет до н. э. Чаще всего он встречается вместе с пиропом в алмазоносных породах. Названия камней уходят в глубину веков, когда ещё не было возможности различать их иначе, нежели по цвету и твердости. Поэтому Плиний использовал это слово для обозначения всех золотисто-желтых камней, не различая хризолит с топазом. Хризолит как один из «Библейских камней» упоминается ещё в Библии, в книге Иосифа Флавия повествуется, что этот камень в четвёртом ряду украшает одежды первосвященника. Хризолит украшает и седьмое основание Небесного Иерусалима в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова.
Уникальный ограненный хризолит, входящий в число регалий Российской короны, хранится в Алмазном Фонде России и относится к «семи историческим камням». Он имеет редкую оливково-зеленую окраску и является исключительно чистым, не считая нескольких почти невидимых трещинок внутри, не достигающих поверхности камня. Крупная, слегка выпуклая верхняя площадка окружена ступенчатыми гранями. Огранка низа менее обычна и состоит из многочисленных неправильных четырёхугольных граней. Камень имеет удлиненную форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см и высоту 1,05 см. Вес камня 192,75 карата. В прошлом он был заключен в красивую золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают, что именно этот камень и есть тот самый, якобы, «изумруд», сквозь который Нерон взирал на учиненные им безобразия, в том числе на пожар Рима.
Крестоносцы охотно привозили хризолиты из крестовых походов, и он был известен в Европе довольно давно. Но популярным стал только в XIX в., когда распространился слух, что хризолит возбуждает в мужчинах любовные страсти и излечивает от импотенции. Хризолиты украшают золотой оклад знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица», находящийся в Троице-Сергиевой лавре. Самый крупный ограненный хризолит весом 310 каратов хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Ещё один крупный хризолит в 146 каратов экспонируется в Геологическом музее в Лондоне.
Поверья и эзотерика
Лечебные свойства у камней на сегодняшний день не имеют научных подтверждений. Вместе с тем очевидно благотворное и успокаивающее действие, происходящее от наблюдения прекрасных кристаллов или произведений ювелирного искусства. Да и само обладание ими создает положительные эмоции. В иных же случаях придает обладателю уверенность в себе в силу психологического удовлетворения личным благосостоянием (хотя и это относительно, ибо может быть омрачено страхом, что сокровище может быть похищено).
В «Изборнике Святослава» (1073 г.) можно прочитать о хризолите: «…аки злат есть, обретается же на краю Ахимениды вавилонской… болящим чревом целитель есть». Реннский архиепископ Марбодий наделял хризолит способностью отгонять злых духов. В древние времена считалось, что «хризолит помогает завоевывать симпатию окружающих и разобраться в запутанных проблемах». Хризолит считали талисманом адвокатов, верили, что он «помогает выигрывать тяжбы в суде». Считалось также, что этот камень «сохраняет имущество своего владельца от пожара и кражи». Поэтому перстни из хризолита в Средние века часто носили купцы и банкиры.
В последние годы в книгах и в сети интернет возросло число описаний типа: «Хризолит помогает при истощениях нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваниях, снимает ночные страхи. Если перидот носить на левой руке, то его владелец защищён от дурного глаза. Ограждает от дурных снов, укрепляет силы и наделяет даром предсказывать будущее». В числе других свойств называют: «гармонизацию обстановки в доме, открытие эзотерических знаний, развитие интуиции, установление хорошей погоды во время путешествий, защита от крупных денежных потерь» и даже «улучшение эрекции в состоянии сильного опьянения и облегчение тяжелого утреннего похмелья».
Упомянутые утверждения в большинстве своём голословны, не имеют под собой научно-доказательной базы и носят как правило рекламный характер; навязывание подобных псевдонаучных представлений может отвлечь легковерных покупателей «целебных» амулетов от своевременного практического решения житейских или медицинских проблем, а с юридической точки зрения такая реклама должна квалифицироваться как покушение на «умышленное введение в заблуждение».
В отношении знаков Зодиака хризолит приписывают Ракам, иногда Львам, Рыбам.