один из самых порядочных императоров:

Клавдий был сыном Нерона Друза и Антонии Младшей. С детства имел плохое здоровье и считался слабоумным, поэтому был отстранён от государственной деятельности. Несмотря на это, выпустил несколько трудов по истории этрусков и Карфагена. В правление Калигулы несколько раз был консулом, после убийства Калигулы был найден солдатом преторианской гвардии, приведён в лагерь и против воли провозглашён императором. Утвердившись во власти, он казнил только организаторов убийства Калигулы, отменил многие одиозные законы, амнистировал незаконно осуждённых. Благодаря этим действиям и довольно скромному и демократичному поведению он приобрёл популярность у народа. Но знать по-прежнему считала его недостойным императорской власти. Азиний Галл и Статилий Корвин составили заговор, который был раскрыт. Легат Далмации Фурий Камилл Скрибониан попытался начать гражданскую войну, но также неудачно.

В 43 году римская армия в составе четырех легионов (со вспомогательными частями — 40 тыс. человек) высадилась в Британии и разбила войска царя Каратака, Клавдий участвовал в походе, в честь победы его сын получил прозвище Британник. В остальном он придерживался мирной внешней политики (за исключением превращения Мавритании в римскую провинцию).

С возрастом его поведение стало нелепым, передача значительной части власти своим вольноопущенникам Палланту, Нарциссу, Полибию и другим, развратное поведение жены Мессалины также негативно сказывалось на его репутации, в результате его начали презирать. Совершенно безвольный, он легко подчинялся Мессалине — под её влиянием он казнил 35 сенаторов и более 300 всадников. Несмотря на это его правление в целом можно считать успешным — продолжалась политика романизации и постепенного предоставления гражданских прав покорённому населению, был построен новый водопровод (aqua Claudia, с суточным объёмом воды 191,2 тыс. кубометров, длиной 59 км и стоимостью 55,5 млн сестерциев), порт Портус, осуществлено осушение Фусцинского озера (через подземный канал).

Он был несколько раз женат (Элия Петина, Ургуланилла, Мессалина, Агриппина), имел несколько детей, его третья жена Мессалина прославилась своим развратным поведением и была казнена. После этого он женился на своей племяннице Агриппине и усыновил её сына — будущего императора Нерона, отстранив родного сына Британника. Слабоумие его прогрессировало, но старый император не умирал, и Агриппина отравила его, положив яд (бледную поганку) в грибное блюдо.

По свидетельству Светония, Клавдий ввел в латинский алфавит три новые буквы — которые вскоре были забыты.

По свидетельству других современных историков, в частности, Наталии Ивановны Басовской, это был очень мудрый и нетипично для того времени моральный политик, поэтому был не понят современниками и прозван слабоумным. Он первый посмел объявить свободными рабов, выгнанных за ненадобностью их хозяевами. Его властвование отличалось от жестоких нравов других императоров Римской империи.

одна из самых лучших женщин:

Боудикка (Боудика, кельт. Boudic(c)a, неточная римская передача Боадицея, лат. Boadicea, ум. 61г.) — жена Прасутага, вождя зависимого от Рима бриттского племени иценов, проживавшего в районе современного Норфолка в Восточной Британии. После смерти мужа римские войска заняли её земли, что побудило её возглавить антиримское восстание 61 г.

Описание и окружение
Описание этой женщины можно найти либо у Тацита, либо у Диона, хотя у обоих оно практически одинаковое. оба они отмечают, что Боудикка была королевских кровей, имела быстрый ум, была высокого роста. У неё были рыжие прямые волосы, доходящие ей до талии, резкий голос и всепроникающий взгляд. Обычно она носила цветную тунику, золотую шейную гривну (у кельтов называлась «Торк» (Torc)), а так же плащ, заколотый брошью.

Её муж, вождь Прасутаг, был королем иценов, населявших земли в районе современного Норфолка. Эти земли, фактически, не были подконтрольны Риму, поскольку во время завоевания Британии императором Клавдием в 43 г. ицены присоединились к его войсками в качестве союзников. В 47 г., во время попытки Публия Октория Скапулы разоружить их они смогли отстоять свое право на независимость. Прасутаг был старше своей жены и прожил долгую жизнь. Чтобы сохранить свой род, он, наравне со своими двумя дочерями, сделал сонаследником престола римского императора.

Оставлять независимость союзным королевствам было нормальной римской практикой при условии, что королевство завещалось после смерти ныне здравсвующего союзного короля римскому императору. Таким образом, например, были присоединины к империи провинции Вифиния и Галатия. Также римские законы позволяли наследование только по мужской линии. Поэтому все попытки Прасутага сохранить на престоле свой род были тщетными. После его смерти его королевство было аннексировано. Земли и имущество было конфисковано. Имущество благородных жителей и рабов теперь было одинаково. Согласно Тациту, Боудикку прилюдно выпороли, а её дочерей изнасиловали. Также была разграблена казна Прасутага, который многие годы жил на римские деньги.

В 61 году, когда губернатор Гай Светоний Паулин возглавил кампанию на острове Англси (римское название — Мона), который был убежищем для бриттских бунтовщиков и цитаделью друидов, ицены, поддерживаемые многими своими соседями, в том числе и триновантами, подняли восстание. Их вдохновил пример Арминия, вождя германского племени херусков, в 9 году поднявшего восстание против римлян и изгнал их из своих земель. Кассий пишет, что перед началом восстания Боудикка долго молилась и принесла жертвы Андрасте — богине победы, которой была посвящена.

Первой целью восставших был Камулодунум (совр. Колчестер), бывшая столица триновантов. Город был осажден. Присланные прокуратором Катом Децинием по просьбе осажденных войска в количестве двухсот ополченцев были легко разбиты. В течение двух дней город пал. Квинт Петилий Цериалис, будущий губернатор Британии, а тогда командующий девятым легионом, попытался отбить город, но был разгромлен и вынужден бежать в Галлию.

Узнав о восстании, Гай Светоний поспешил на защиту провинции. Его целью было защитить заложенный римлянами в 43 Лондиниум (совр. Лондон). Однако, видя, что подготовиться к осаде он не успеет и помня о поражении Петилия, он решил оставить город, чтобы спасти остальное. Лондиниум был оставлен на милость восставших, которые сожгли город, разграбили его и вырезали всех, кто не ушёл с римлянами.

Следующий город, который был разрушен, был Веруламиум (совр. Сент-Олбанс). В трёх городах было убито около семнадцати тысяч человек. Пленных не брали. Кассий детально описывает события, говоря, что простых людей вешали, резали, поднимали на крестах, а благородных, особенно женщин, убивали жестокими способами, принося их в жертву богине Андрасте.

Светоний сгруппировал свои силы в Уэст-Мидлендс, на Уотлинг стрит. С флангов позиции были окружены лесом. Его силы насчитывали более 10 000 человек, среди которых были четырнадцатый легион, подразделения двадцатого легиона и множество ополченцев. Однако войска Боудикки во много раз превосходили силы Светония и насчитывали более 230 000 человек.

Тацит пишет, что Боудикка управляла своими войсками с колесницы, обратившись перед битвой к своим людям с речью, в которой просила считать себя не благородной королевой, которая мстит за потерянное королевство, а обычной женщиной, мстящей за поруганное тело и надругательство над дочерями. Боги были на их стороне, один легион, решившийся противостоять им, они уже разбили, разобьют и другие. Она, женщина, готова была умереть, чем жить рабыней, и к тому же призывала своих людей.

Однако римляне, более умелые в открытых сражениях, противопоставили числу умение. В начале сражения римляне обрушили на бриттов, рвавшихся к их рядам, тысячи копий. Те римские солдаты, которые избавились уже от копий, плотными фалангами разбивали вторую волну бриттского наступления. После этого фаланги были построены клиньями, которые с фронта ударили по бриттам. Не выдержав натиска, бритты побежали, однако путь к отсуплению был закрыт обозом с их семьями. Там, у обозов, римляне настигли противника и устроили беспощадную резню.

Тацит пишет, что увидев поражение, Боудикка приняла яд. Согласно Кассию, она заболела после поражения и вскоре умерла. По обоим источниками, похороны её были богатыми.

До последнего десятилетия XX века имя этой королевы чаще всего произносили как Боадицея. Скорее всего это связано с тем, что под ним она фигурирует у Тацита. Её имя в разных источника пишут по-разному. Так у Тацита: Боадицея (Boadicea) или (Boudicea); у Кассия — Βουδουικα, Βουνδουικα, или Βοδουικα. Скорее всего, однако, имя её происходит от кельтского слова bouda — победа. Слово boudīko значило у кельтов «победоносный». Похожие имена существовали в Лузитании — написание Boudica, в Бордо — Boudiga. В настоящее время считается правильным произношение этого имени как Боудикка (по правилам Валлийского и Ирландского языков, наиболее близких к кельтскому).

В XIX веке, в период правления британской королевы Виктории, фигура Боудикки была окружена своеобразным романтическим культом — не в последнюю очередь потому, что её имя значит «победа» (как и имя Виктория).